mikulay_pavl (mikulay_pavl) wrote,
mikulay_pavl
mikulay_pavl

Микулай Павловски. Краткое описание д. Емелькино (Татарстан).

Емелькино - деревня в Аксубаевском районе Республики Татарстан, административный центр Емелькинского сельского поселения. Состав поселения: д. Емелькино, д. Новый Чувашский Адам, д. Черемушка, д. Старый Чувашский Адам, с. Сосновка.

География

Деревня расположена на реке Адамка, в 25 км к северо-западу от поселка городского типа Аксубаево.

Административная единица, население, национальный состав.

В древние времена данная местность территориально находилась: в центральном районе государства Волжская Булгария (Х- ХIII века) ; в составе государства Золотая Орда (Улус Джучи, 1236-1438); в Казанском ханстве (1438-1552); после вхождения земель Казанского ханства в состав Московского государства в 1552 году - входила в состав Ногайской дороги (даруги) Казанского уезда.
До 1920 г. деревня входила в Ново-Адамскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Билярском, с 01.02.1963 г. в Чистопольском, с 04.03.1964 г. в Алексеевском, с 29.08.1977 г. в Аксубаевском районах.
Число жителей: в 1859 г. - 158, в 1897 г. - 201, в 1908 г. - 355, в 1920 г. - 402, в 1926 г. - 365, в 1938 г. - 376, в 1949 г. - 342, в 1958 г. - 520, в 1970 г. - 515, в 1979 г. - 429, в 1989 г. - 290, в 2002 г. - 265, в 2017 г. - 155 чел. Национальный состав - чуваши. В данное время, в некоторых документах, деревню Емелькино ошибочно называют селом: в деревне никогда не было церкви, она не была центром церковного прихода, не имела больших размеров - такие населенные пункты принято называть как "деревня".
ял 2.jpg
Центральная улица д. Емелькино (фотография начала 80-х годов ХХ-го века, авт. Н. Г. Павловский).

История

Места, где сейчас расположена д. Емелькино, по руслу реки Адамка с древнейших времен были заселены людьми. Красивое лесистое, с водными источниками, удобное для проживания местность всегда тянула людей. Племена срубной культуры, именьковцы, волжские булгары - живая цепь не обрывалась веками, никогда... Особенно в булгарскую эпоху: местность находилась в 12 км от Великого города (Пӳлер - Биляр), в пригороде столицы Волжской Булгарии. Здесь шумела, кипела жизнь: огромный средневековый город постоянно требовал товары разного характера: зерновые, мед, шкуры, шерсть,шорные, гончарные, кузнечные изделия и др. Не зря протекающая здесь река была названа именем "Этем шывӗ" (чуваш.) - "Эдем суы"(мишар.) - "людская река", от которого и произошло первичное название Емелькино - "Кивӗ Этемшӳ". От этого же названия вышло и нынешнее, руссифицированное название реки - "Адамка". В разное время исследователями были найдены и изучены места, связанные со срубной культурой (II тыс. до н.э), с булгарской эпохой, золотоордынским периодом: Емелькинское местонахождение II (II тыс. до н.э. , 0,8 км к юго-востоку от д. Емелькино), Емелькинское местонахождение IV ( II тыс. до н.э., на месте Емелькинского селища IV), Емелькинское селище I ( X-XIII вв. н.э.,2,3 км к юго-востоку от д. Емелькино), Емелькинское селище II (X-XIII вв. н.э.,0,3 км к западу от Емелькинского селища I), Емелькинское селище III ( X-XIII вв. н.э., 1,5 км к северо-западу от д. Емелькино), Емелькинское селище IV (X-XIII вв. н.э.,0,3 км к северо-востоку от д. Емелькино), Емелькинское селище V (X-XIII вв. н.э.,северо-восточная окраина д. Емелькино), Емелькинское местонахождение III ( X-XIII вв. н.э. , 0,2 км к югу от д. Емелькино ), Емелькинское местонахождение I ( X-XIV вв. н.э., к югу от д. Емелькино).
<<Также в 1916 г., во время вспашки поля, житель деревни обнаружил в яме деревянную шкатулку с крышкой (21.7 х 8.9 х 1 см), орнаментированную резьбой, в которой находились топоры, молоток, гвозди, замки, ключи, цепи, свинцовые слитки, ножницы, медные чашечки для двух весов, гирьки >>(Схема территориального планирования Аксубаевского муниципиального района, обосновывающие материалы. Том 2. Книга 1. Часть 2. Пояснительная записка. - Казань, 2011. стр. 9)
Но, к сожалению, места около Емелькино, связанные с древнейшей историей края, все-таки мало, поверхностно изучены специалистами; по результатам исследований не изданы материалы, исторические монографии на суд широкой публике.
С последних десятилетий ХVI века началось заселение дикого поля Закамья, где обычно лютовали южные кочевники. С возведением здесь в 1652 - 1656 гг. Первой закамской укрепленной линии, в 1731-1736 гг. - Второй закамской линии, началось массовое заселение этих земель выходцами из Чувашии, Приказанья, Заказанья и других территорий. В третьей четверти ХVIII века в Закамье возникли десятки чувашских деревень. Крестьяне убегали, скрывались от увеличения гос. налогов и невозможности их платить, всяких поборов, трудовой повинности, от малоземелья , неимения сенных и других угодий, лесов для ведения домовладений. Чуваши, другие инородцы уходили и от насильного крещения в православие, стараясь сохранить свои народные верования, религии. Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Е.Пугачева, в котором активное участие приняли и все инородцы Поволжья, Урала, также повлияла на настроение крестьянских масс, их отношение к власти, помещикам, церкви, к местным устоявшимся порядкам; стронула с насиженных мест десятки тысяч людей.
Деревня Емелькино (чуваш. Кивӗ Этемшӳ), предположительно, была основана во второй половине ХVIII века. Чувашский историк В. Д. Дмитриев в свое время узнал и записал у местных жителей следующее: «В Алексеевском р-не Татарской АССР имеется чувашская деревня Емелькино. По рассказам стариков, сюда переселились чувашские крестьяне из Цивильского уезда в 18-ом веке. Когда переправлялись через Волгу, переселенцы уложили женщин и детей в мешки, чтобы надзиратели приняли переправлявшихся за торговцев и не чинили им препятствий. Старшим из переселенцев был Емельке. Его именем и была названа новая деревня.» (В. Д. Дмитриев. Чувашские исторические предания», часть 3, стр.77).
Согласно рассказа старожила деревни Ивана Кононова (1911-2002) деревня была основана тремя чувашами: Емельке, Памук и Кнеcь (чуваш. Кнеҫ). Памук был физически очень сильным, отважным и уважаемым человеком, как говорил учитель К. В. Андреев - он был зачинателем одного из родов в деревне - рода "Энтри салтак" (Андрей солдат), поэтому соседи – мишаре именовали деревню как "Памук ауле" (деревня Памука). Есть, также, легенда о том, что когда жители с. Сосновки пытались отнять у емелькинских чувашей земли, Памук вырвал березу и прогнал горе - захватчиков.
Судя по именам: первые жители деревни были крещеные и некрещеные, но, которые придерживались своей древней этнической веры, обычаев и традиций. Рядом с деревней находились керемети - места для языческих молений и жертвоприношений. Одна из них назывался «Атырай» (около речки Адамка, рядом с д.Черемушка [чуваш. Ҫӗмӗртле], недалеко от ключа), а вторая находилась в местечке « Виҫ хурăн» (Три березы), где была дубовая роща. На «Атырай» проводили языческие обряды, готовили пищу и ели. По рассказу жительницы Емелькино, Ульки Мартыновой, там нельзя было ругаться, ссориться. И как помнил Иван Кононов: его отец ходил в «Виҫ хурăн» и вешал шкуры животных на дубы.
В начале деревня состояла всего из 6-8 крестьянских изб, расположенных по Кривой улице (чуваш. Кукӑр кас). Потом появились улицы Центральная (чуваш. Малти кас), Задняя (чуваш. Хыҫалти кас). Четвертая же, улица Новая (чуваш. Ҫӗнӗ кас) - появилась только после ВОВ , на улице за рекой первые дома появились только в 1966 году.
В деревне люди старались жить со своей родней – родами (чуваш. местн. эртелӗ). В Емелькино имелись несколько родов – "Куни", "Энтри салтак", "Хветке", "Уби", "Власнай". В эртеле старались поближе жить друг к другу: скажем, пять домов рода "Энтри салтак" находились в одной округе. Праздники также старались проводить эртелями и говорили: "пили родом" (чуваш. эртелĕпе ĕҫрĕмĕр). Также имелись общеродовые бани, где по-очередно мылись женщины и мужчины.
Дома в деревне были расположены хаотично, по - родовому признаку. Но однажды в ней случился страшный пожар (поджег житель с. Сосновка) и люди по-другому расположили улицы - исходя из пожароопасности. Вдобавок, за 1909 - осень 1911 гг. в населенном пункте были вручную выкопаны два озера.

Столыпинские реформы

С 1906 года в России начались столыпинские реформы, дошли они и до д. Емелькино. Среди емелькинцев нашлись люди, которые решили получить от сельской общины надел и выйти в хутор, таких было семь человек: Кондратий Петров, отец Федора Елисеева, Тимофей Андреев, Федор Мельников, Алексей Кузьмин, Иван Тимофеев, Илья "Мемет" (чуваш."мемет"- прозвище). Им отрезали самые хорошие, удобные участки; община же - всячески сопротивлялась. Хуторяне уже хотели переносить на участки свое жилье, но революция помешала...Хуторизация привела к дальнейшему обнищанию сельской общины потому, что забирались самые лучшие участки и с увеличением площади наделов отколовшихся. А ведь, Емелькино и так, до этого страдала от малоземелья, от плохих качеств почвы. Да и сами хуторяне недалеко ушли от общинников: у некоторых земли обросли сорняками, плохо обрабатывались. Лишь некоторые наладили дела и добились ощутимых результатов. Но хуторяне преуспели в другом: они стали опорой властей, выступали заодно с ней; следили за недовольными, несогласными в сельской общине и докладывали обо всем полицейским, властным. И как пишет учитель, историк Ф. П. Осипов в своих записках "Краткая история д. Емелькино": "Когда, в следствии революции ушла старая власть, общинники , собравшись по 2-3 человека, ловили хуторских и избивали, приговаривая: "Ах, ты !? Вот тебе за тогдашнее..!"

Гражданская война. Голод (1921 - 1922)

Деревня еле пережила Первую мировую войну. Многие ушли на фронт: погибли, вернулись живыми или ранеными. Пришли с фронта, а всё хозяйство, без мужских рук, в запустении ... В деревне было малоземелье: из-за небольшого количества пахотных земель. К тому же, до Первой мировой войны 19 лет не перераспределяли земельные наделы. Надел давали детям мужского пола только с 12 лет. Особенно тяжело жили те, у кого дети были женского пола - им земельные доли не давали. Пахали землю неглубоко - не более 13 см потому, что даже сменные лошади быстро уставали.
Прошла Октябрьская революция, началась гражданская война. Емелькинцев опять мобилизовали на фронт: приходили белые - забирали в Белую армию, приходили красные - в Красную армию. Но такой "порядок" им надоел и они поняв,что к чему, начали воевать только за красных.
В феврале 1920 года в Заинском р-не началось крестьянское восстание против продотрядов, его назвали «восстанием вилочников». Оно охватило все Закамье (только в Чистопольском уезде-12 волостей), в нем участвовало более 50 тысяч человек. Вот огромная толпа восставших появилась со стороны Аксубаево и в нашей местности. Местное население по-разному отнеслось к « вилочникам»: кто-то добровольно пошел к ним, кого - насильно забрали, а кто-то сбежал или спрятался «от греха подальше». Движение восставших было остановлено около Билярска. Хорошо вооруженные, подготовленные части Красной армии разгромили «вилочников». «Вилочники» разбежались, красные ловили и расстреливали восставших крестьян. Двое жителей соседней д. Нов. Чув. Адам были убиты во время этих событий. Как рассказывал И.Кононов, после таких бурных событий подразделение Красной армии было направлено в д.Емелькино и, иногда, красногвардейцы игрались и палили в воздух из винтовок.
1921 год, страшный голод в Поволжье… Голод смертельной косой прошел по Емелькино, по окружающим деревням. В Емелькино много людей умерли в домах на стороне, где сегодня стоят дома Петра Шумкова, Егора Захарова. В соседних деревнях были и факты людоедства (Нов. Чув. Адам, Ст. Чув. Адам). Немало людей погибло тогда в соседнем Нов. Чув. Адаме. Как рассказывала Ефросинья Герасимова (1903-2004), живщая в эти годы в этой деревне, они спаслись от смерти благодаря много посаженной свекле и столовой, куда она устроилась на работу. Столовую открыли американцы из АRА (Американская администрация помощи).

Коллективизация, сталинские репрессии

В конце 20-х годов в СССР началась массовая коллективизация крестьянских хозяйств. В 1931 году в Емелькино образовался колхоз " Малалла" (Вперед). Первым председателем колхоза была избрана Елизавета Чадаева (крещенная татарка, жена Филиппа Чадаева), следующим стал - Иван Дмитриевич Семенов. Через некоторое время произошло укрупнение мелких колхозов: появился " Колхоз им. Ворошилова".
Не миновали емелькинцев сталинские репрессии: некоторые были раскулачены, умерли в тюрьме, были еле-еле оправданы ...Трое жителей Емелькино: отец Хрестиньи Паишевой, дед Валентины Савковой - Игнат, отец Александра Шурыгина в складчину построили ветряную мельницу. Они все трое были раскулачены, раскулачен был и Лявук Елисеев, купивший у них эту же мельницу.
Были раскулачены два брата Емелька и Данил, имевшие крепкие хозяйства и первые каменные дома в деревне. У них забрали всё имущество, а семьи были выселены из домов; некоторые из их семей прятались и проживали в д. Сунчелеево.
Расулачили и Павла Кононова (уч. гражд. войны): забрали всё имущество, семью выгнали из дома.
4 ноября 1940 г. по-ложному доносу был арестован, посажен по ст. 58-10 ч.1 Павловский Матвей Андреевич (уч. гражд. войны, бригадир тр. бригады, зав. фермой), но был оправдан решением Верховного суда ТАССР от 12 мая 1941.
Трагически оборвалась жизнь емелькинца Никифора Федькина. Ему было 32 года, он был председателем сельского совета. Был осужден за раздачу голодным односельчанам зерна, оставшегося после сева. Отправлен в лагеря, на строительство Беломор - Балтийского канала; в начале писал письма, а потом письма от него перестали приходить...Человек сгинул от непосильного труда и голода.


Советско - финская война (1939-1940). Великая Отечественная война (1941-1945)

В 1939 - 1940 годах на Северо-западе шла Советско - финская война. Из Емелькино тогда погиб Иван Филиппович Чадаев.
22 июня 1941 года фашисткая Германия вероломно напала на СССР, началась Великая Отечественная война. 17 жителей д. Емелькино уже находились в рядах Красной армии и некоторые сразу же вступили в бой. С началом ВОВ десятки жителей д. Емелькино ушли на фронт, были призваны в трудармию. Оставшиеся люди день и ночь работали на полях, фермах для обеспечения фронта, победы. За время войны 91 емелькинец отправились на войну, из них вернулись 50 человек, 41 - отдали жизни за Родину. Некоторые семьи потеряли по 2-3 человека: Кононовы: Алексей, Мефодий (два брата); Ильины: Василий, Степан, Илья (отец и два сына); Ильины: Михаил, Семен (отец и сын); Черновы: Павел, Алексей, Николай (три брата); Прокопьевы: Леонтий, Николай (отец и сын). Некоторые емелькинцы , вернувшиеся из войны живыми, но ранеными, искалечанными, недолго порадовались мирному небу, быстро ушли из жизни... Для девяти емелькинцев войны, с небольшими перерывами, заняли всю жизнь: они стали участниками трех войн - Первой мировой, гражданской, ВОВ. Вот их имена: Илья Павлович Галкин (1895-197.), Леонтий Николаевич Елисеев (1913 -...), Тимофей Андреевич Павлов(1898-1950), Матвей Андреевич Павловский (1895-1961), Александр Моисеевич Моисеев (1894-1974), Павел Федотович Кононов (1893-1972), Маркел Степанов (1899-1974), Егор Никитич Яковлев (1896- 1944), Илья Семенович Иванов (1885 - 19..).
В честь погибших на ВОВ жителей Емелькинского сельсовета, вблизи с/совета , по - проекту учителя - оформителя, участника войны Г. М . Павловского, был поставлен обелиск. В настоящее время рядом с Емелькинским многофункциональным культурным центром установлен ещё один памятник в честь воинов ВОВ.

Колхоз "Восток -3"

Колхоз "им. Ворошилова" был переименован в колхоз "Дружба". В 1962 году в честь полета первого космонавта - чуваша А. Н. Николаева на корабле "Восток-3" он стал носить имя <<Колхоз "Восток-3">>. В разное время председателями колхоза работали: Данил Моисеев, Степан Гаврилов, Дмитрий Тиманов, Степан Филиппов, Захар Трофимов, Григорий Новиков, Петр Гаврилов, Юрий Иванов, Павел Петров, Константин Ефремов.
В д. Емелькино, как в центральной усадьбе колхоза "Восток-3", были размещены правление колхоза, сельсовет, средняя школа, пожарная часть. А также имелись: ФАП, клуб, библиотека, почта. В состав колхоза "Восток-3" входили: д. Нов. Чув. Адам (1-я бр.), д. Емелькино (2-я бр.), д.Черемушка (3-я бр.), д. Ст. Чув. Адам (4-я бр.), с. Сосновка (5-я бр.). В колхозе существовали такие направления деятельности: зерноводство, молочнотоварное производство, овощеводство (Нов. Чув. Адам), садоводство (Емелькино,Черемушка), кролиководство (Емелькино), пчеловодство (Сосновка), свиноводство (Черемушка). В каждой бригаде имелись конюшни с 40 - 50 лошадьми разных пород, в том числе и тяжеловесы.
В самом Емелькино имелись: пасека (50-60-е годы), молочно-товарная ферма, конюшня, кроликоферма, машинный двор, нефтебаза, ток, склады, овощехранилище, кузница, мельница. Кроликоферма была построена за 100 тысяч рублей в 1970 году (в стр-ве участвовали и старшеклассники ЕСШ). Заведующим фермой долгое время работал Дмитрий Елисеев, под его руководством общее кол-во кроликов было доведено до 5800 голов. В 1987-88 годах кроликоферма была ликвидирована.
В Емелькино имелись полевая, тракторная бригады. Долгое время бригадирами работали: Александр Шурыгин (сельхоз. бригада); Филимон Федькин, Егор Елисеев, Валерий Никитин (тр. бригада). Трактористами работали: Борис Кононов, Петр Ильин, Егор Елисеев, Демьян Кузнецов, Павел Никитин, Валерий Никитин, Борис Пырин, Палюк Прокопьев, его сын - Василий Прокопьев, Анатолий Чадаев и др. Водителями работали: Мирон Павлов, Егор Иванов, Владимир Андреев, Арсентий Шумков, Александр Шашин и др. Комбайнерами работали: Алексей Чадаев, Данил Яковлев, Фёдор Альметкин. Длительное время кузнецом работал Дмитрий Ильин. Заведующим нефтебазой работал Порфирий Андреев. В пожарной точке работали: Александр Галкин, Дмитрий Никитин, Ефрем Павлов. Главным экономистом колхоза был Георгий Иванович Кононов.
В 80-90 годы ХХ века в СССР, потом в РФ начались перестройка и реформы. Непродуманные "преобразования" плохо отразились на сельском хозяйстве , на сельхозпредприятиях. Колхозы, совхозы пришли в упадок, многие - развалились. В 90-е годы эта же участь постигла и колхоз "Восток-З" - он был ликвидирован.
В настоящее время д. Емелькино не работает ни одно сельхозпредприятие, земли используют сторонние организации и несколько местных арендаторов. На территории бывшего колхоза "Восток - 3" функционирует лишь ООО "Колос" (рук. А. Н. Чукин) в д. Нов. Чув. Адам.

Образование

"Первая школа в д. Емелькино была открыта в 1880 году. Специального помещения не было - детей учили в крестьянской избе. Вначале учили детей в доме отца Кононова Ивана. Семья учителей жила у Федькина Андрея. Первым учителем в деревне был молодой человек, приехавший из Чебоксар с молодой женой. Из-за плохого здоровья они через 2-3 года уехали. Несколько лет порядка в учебе детей не было. Позже построили в деревне специальное школьное помещение. В школе начала работать учительница Антонина Осипова". (Волков В. И. Край родимый Аксубай. — Казань, 1993. стр. 230)
В августе 1932 года открылась ШКМ в д. Старый Чувашский Адам. Учились в ней 52 ученика из 12 деревень. В 1933 году эта школа сгорела. В мае 1935 года в д. Емелькино построили новое здание школы. Директором был Павел Семенович Осипов, преподавали 6 учителей: Г. К. Кириллов, К. М. Бочкарев, И. С. Емикеева, В. А. Нянякина, И. Н. Катанкин, А. М. Михайлов. В 1936 году школа имела 12 га земли, 2 лошади, коровы, свиней. Детей кроме предметов обучали сельскохозяйственному труду и столярному делу, обеспечивали горячим питанием.
В эти же времена в поселке Аксубаево была открыто чувашское педагогическое училище (1932- 1956), готовившее учителей для чувашских школ. Некоторые выпускники Емелькинской семилетней школы поступали в это учебное заведение, закончив, возвращались в свои родные деревни, школы преподавателями (Г. М. Новиков, Л. Т. Ильина (Афанасьева), Г. М. Павловский и многие др.)
Позже между Емелькино и Черемушкой был построен второй корпус школы: там были учебное здание, столярная мастерская, спортивный зал. В 70-е годы, недалеко от правления колхоза, были возведены здания столовой, интерната - для проживания старшеклассников из других деревень.
До 1953 года школа была семилетней, с 1953 по 1965 год была восьмилетней и в 1965 году преобразована в среднюю. Первый выпуск состоялся в 1967 году.
Нынешнее здание школы построено в 1984 году.

шкул 1.jpg
Первый выпуск Емелькинской неполной средней школы в 1937-38 гг.

Директора средней школы:
Калуков Сергей Яковлевич – с 1963 по 1987 гг.
Никитин Алексей Дмитриевич – с 1987 по 1998 гг.
Пырин Александр Борисович – с 1998 по 2016 гг.
Гинатуллин Ильгиз Исмагилович - с 2016 г.


Преподаватель ЕСШ Ф. П. Осипов с учениками.

Благодаря стараниям, усилиям учителя Филиппа Петровича Осипова (1918-1980) в школе был создан музей истории, где были собраны интереснейшие предметы и материалы, рассказывающие об истории нашего края. На основе воспоминаний жителей деревень он написал небольшой труд "Краткая история д. Емелькино" по местной истории, освещающий события конца ХIХ - начала ХХ века.
В свое время Емелькино была очень образованной деревней: многие, после окончания ЕСШ, поступали, успешно заканчивали высшие, средние учебные заведения, военные училища. Они обучались в престижных вузах Казани (КГУ, КАИ, КИСИ, КХТИ, КГПИ ), Чебоксар и др. городов.
Емелькинская средняя школа была очень сильна и по спортивной части. Ученики школы неоднократно занимали призовые места по лыжам, легкой атлетике, волейболу, футболу на районных, региональных соревнованиях под руководством учителей физкультуры Семена Михайловича Кононова, Евгения Дмитриевича Кононова. Также, старшеклассники ЕСШ под умелым руководством преподавателя ОБЖ Алексеея Дмитриевича Никитина неоднократно занимали призовые места по военно - спортивным играм в масштабах района, республики.
С 24 октября 2002 г. Емелькинская средняя школа стала называться как "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Емелькинская средняя общеобразовательная школа".

Культура, традиции, обычаи

Судя по виду в Емелькино монголоидные черты доминируют у небольшой части, большинство относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт, остальные представляют различные европеоидные типы — как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые, и часть с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками. Есть 3-4 человека с мелкой кудрявостью. По языку и культуре можно отнести к средненизовым (чуваш. анат енчи). Язык - "укающий", в нем есть несколько заимствований из татарского языка, например: хасӑр (от татар.хәзер) - быстро, куймак (от татар. каймак) - блины. Язык емелькинцев во многом соответствует чувашскому литературному языку.
В деревне до сих пор отмечают Мункун (в этот день делают напиток Сӑра и охотно употребляют сами, угощают гостей), в четверг - Ҫимӗк; в июне проводят свой, местный "Акатуй", участвуют в районном празднике "Сабантуй" - " Акатуй". В прежние времена в весенние, летние времена молодежь проводила дневные - вечерние, в деревне и в поле Уявы по чувашским традициям. Особенный интерес вызывает уяв "Керия", который начинался после Мункуна и продолжался до Микула каҫ (до 22 мая). Этот праздник также проводили и жители соседних деревень, у остальных чувашей - не замечено. Этимология названия "Керия" - неизвестна, может быть связана с соседними мишарями.
В традициях емелькинцев, как у всех чувашей, было и есть посещение святого места "Валем пуҫа". Люди с утра, с семьями едут к Билярску, к святому ключу, поедают пищу и набирают воду из ключа. Привозят святую воду домой, пьют и оставляют на хранение.
Похоронные ритуалы имеют следующие черты: на крест прибивают кусок белого полотенца; ближайщие родственники не несут гроб и не копают яму; в яме, выше гроба делают по бокам углубления и устанавливают "сентре" из дубовых бревен, досок из другого материала; ближайщие родственники первыми бросают землю на гроб; когда яма закопана до верху ближайщие родственники должны ногами утрамбовывать землю; палку, которой меряли яму для погребения оставляют на свежей могиле; все делают по три круга вокруг могилы; после похорон нельзя заходить в свой дом - только побывав в доме умершего; всем участникам похорон раздают нитки.
По воспоминаниям старых людей: раньше кладбище (чуваш. ҫӑва, масар), согласно древних чувашских традиций, находилось за водоемом, на противоположном берегу р. Адамка, рядом с бывшей кроликофермой (там была конюшня, потом - ферма КРС).
В традициях емелькинцев было и соблюдение, почитание дня среды (чуваш. юнкун) - дня жертвоприношений, приношения даров богам, духам. В этот день нельзя было начинать крупные дела, можно было заниматься лишь мелкими хозяйственными работами.
По - чувашским обычаям в деревне совершаются и проводы в армию. Призывник по-очереди посещает своих близких родных, родственников по роду (местн. чуваш. эртелӗ); его , друзей угощают, говорят напутственные слова и дают полотенца с вышивкой. Призывник, обвязанный вышитыми полотенцами, и его друзья, выстроившись и обнявшись, проходят по деревне и поют местную рекрутскую песню, где есть грустные слова, мысли прощающегося с родителями, родными, родным домом, родной деревней; о тяготах солдатской жизни. В предпоследний день в доме призывника проводится прощальный, солдатский вечер, где собираются все родные, друзья, многие односельчане, молодежь. В день проводов призывник, его друзья, родственники и др. провожающие проходят по улице и выходят через главные деревенские ворота (чуваш. ял хапхи) на край деревни. Там, опять, исполняются песни; от имени призывника угощают провожающих, те же - произносят напутственные слова новобранцу.
Раньше и сейчас широко распространен обычай "миме" (ниме), когда односельчане, родственники вместе собирались и выполняли определенный труд, помогая друг другу. Обычно собирали миме (так говорят в д.Емелькино): при резке сруба, при возведении дома, копке или вспашке огорода, при заготовке сена, дров в лесу и др. Особенно многолюдными были ниме по возведению дома из сруба. В выходной день, утром десятки мужчин и женщин с инструментами приходили к хозяину будущего дома и начинали работать. Мужчины дружно поднимали бревна, женщины мочили и ложили между ними сено. Дом поднимался быстро и уже послеобеденное время укладывались последние венцы. Потом люди угощались и начинали веселиться, играть водой. У всех уже были ведра; они набирали в них воду с колодцев и начинали друг друга, мимо проходящих поливать. И так, играясь, передвигались по улице, содействуя в это веселое мероприятие новых и новых участников.
Опора чувашской семьи - это дети. Большая семья, особенно с детьми мужского пола, гарантировала родителям немалый земельный надел, помощь взрослых детей, рост и процветание рода. В семьях рождались до десяти детей, но из-за отсутствия медицинской помощи, постоянных лишений многие дети умирали, не достигая зрелого возраста. Так в семье Павловых - Павловских, Матвея (1895-1961) и Марии (1893-1961) из 10 детей 6 умерли в раннем возрасте.
В послевоенное время, в 60-70-е годы условия жизни, медицинское обслуживание улучшились: в Емелькино увеличилось количество многодетных. Вот некоторые семьи:

Семья Елисеевых, Дмитрия и Валентины - 8 детей;

Семья Кононовых, Бориса и Марии - 8 детей;

Семья Андреевых, Порфирия и Нины - 8 детей;

Семья Степановых, Никиты и Дарьи - 9 детей;

Семья Ильиных, Гришы и Дарьи - 10 детей;

Семья Павловых, Мирона и Раисы - 10 детей.

Медицина

В конце 30-х годов ХХ века в Емелькино был открыт пункт медицинского обслуживания, он расположился в каменном здании раскулаченного Данила. Со времен образования там работала, приехавшая с Марийской АССР, Судакова Наталия Семеновна, на её хрупкие плечи легли первые трудные шаги по организации обеспечения населения медицинской помощью, работа в военное и послевоенное время. Часто ей, фельдшеру, при острой необходимости, для спасения жизни больных, приходилось делать и работу врача.
Позже, в ФАП фельдшерами работали Алексей Хрисанов (д.Савгачево), Владимир Барышников (д. Чув.Майна), Валентина Архипова (д.Черемушка), Агриппина Федькина, Анна Андреева (сестра учителя К. В. Андреева ), Татьяна Андреева, Любовь Герасимова (Павловская), Людмила Елисеева. В настоящее время заведующей Емелькинским ФАП является Людмила Львовна Моисееева.

21.jpg
"Весна в д. Емелькино." Авт. Н. Г. Павловский. Картон, масло. 34 х 50. 1986 г.

Быт, хозяйство

В 20-30-е годы ХХ века в Емелькино имелись две водяные мельницы (на стороне д. Нов.Чув. Адам), третья мельница была построена недалеко от здания сельсовета, ниже к реке мишарином из д. Ст. Тат. Адам, Кафисом. Мельницу так и называли - "Кафис арманӗ"(мельница Кафиса). Новая же мельница была построена рядом с домом учителя В. Н. Садовникова, там долгое время мельником работал Илья Федотов. В 1972 г. между деревнями Черемушка и Ст. Чув. Адам была введена в действие более современная мельница: с выходом более высоких сортов муки (в 2000-е годы - разрушена).
В 30-е годы в деревне была построена дизельная электростанция (ниже бывшего сельповского, кирпичного магазина, на берегу р.Адамка), она снабжала деревню электричеством. Её сломанное здание простояло до 70-х годов.
В начале 60-х годов в Емелькино появились первые телевизионные приемники, но из-за плохой радиовидимости, они плохо принимали телевизионный сигнал. Приходилось ставить в каждом хозяйстве самодельные, крутящиеся на оси деревянные антенны высотой 10-15 м, но и они, во многих случаях, не давали качественный прием волн. Только в середине 80-х, после ввода в действие телевизионной вышки в с. Большие Полянки (Алексеевский р-н), улучшился качество показа телевизоров. В настоящее время существует уверенный прием всех телевизионных программ РТВ.
В деревне постоянно строились деревянные мосты, пруды на р.Адамке, её притоке - р. Сартас, на непроходимых местах: мостов было до 6 штук, 3 пруда (за огородами Порфирия Андреева, ниже сельского совета ("сад пӗви"), на р.Сартас). На 2017 на территории деревни имеются только два моста, два пруда.
В 70-е годы в здании бригадирского дома работала парикмахерская, парикмахером был, специально для этого выученный, Паля Никитин. В Емелькино работал также и филиал Аксубаевского КБО, заведующими работали Мария Ермолаева, Валя Кононова.
В деревне имелся сельповский деревянный магазин (недалеко от дома Павла Захарова ), долгое время трудилась его заведующей Мария Захарова (Маруҫ акка). В 80-е годы на Новой улице (Ҫӗнӗ кас) был построен новый кирпичный магазин. В настоящее время этот магазин в собственности ИП Захарова К. Е., работает и обслуживает жителей д. Емелькино.
Во второй половине 90-х годов на территории Емелькинского с/с были проведены работы по газификации населенных пунктов, тогда и в дома емелькинцев поступило голубое топливо.
До 2016 года в Емелькино отсутствовало центральное водоснабжение: люди брали воду с колодцев, находящихся при личных хозяйствах. Осенью 2016 г. в деревне была построена водонапорная башня, запущена водопроводная линия по республиканской программе "Чистая вода".
Ещё в советское время, в начале 80-х годов была возведена земляная насыпь, с частичным гравийным покрытием, дороги Емелькино - Аксубаево (22 км). До сих пор она не асфальтирована и поэтому емелькинцы не имеют свободный, всепогодный, всесезонный проезд к райцентру по - кратчайшему пути. Существует лишь крупно-щебенчатая, неровная, низкокачественная дорога на Ст. Тат. Адам (5км), по которой можно добраться до рп. Аксубаево по - окружной дороге. Также отсутствует гарантированный проезд и выход на с.Билярск через с. Шама Алексеевского района (5 км).
В 80-е годы в д. Емелькино по новому были названы улицы, пронумерованы дома: появились улицы с такими названиями: Заозерная, Ленина, Школьная, Заречная, Садовая, Историческая, Центральная. Некоторые новые названия улиц были даны без учета древних, исторических, народных названий и ввели путаницу.
В Емелькино постоянно шли работы по - благоустройству населенного пункта. Особенно плодотворно, в течении длительного времени в этом направлении работал учитель ЕСШ Кузьма Васильевич Андреев (1929-2014). Под его руководством, по его инициативе проводились работы по остановке оврагов, ручьев; посадке деревьев; возведению переправ через ручьи; в конце 70-х годов были посажены деревья и был образован парк вокруг обелиска погибшим в ВОВ.
В 70-х годах ХХ века в Татарской АССР, на р. Каме развернулось строительство Камского автозавода (КамАЗ), г. Наб.Челны, Нижнекамского нефтехимического комплекса, г. Нижнекамск. Многие емелькинцы молодого, среднего возраста уехали на эти стройки, причины были таковы: плохие условия работы, низкая зарплата, отсутствие перспективы роста в деревне. Некоторое число людей уехало и на строительство Волжского автозавода (АвтоВАЗ). Несколько семей переехали в Оренбургскую область, где были более зажиточные колхозы и совхозы, больше возможностей заработать и устроить жизнь. В результате этой трудовой миграции в Емелькино сильно сократилось количество рабочей молодежи; все выпусники ЕСШ , после окончания школы, сразу же начали уезжать в более перспективные города, поселки. Развал СССР, упадок в промышленности, с/ хозяйстве страны привели к дальнейшему ухудшению положения и в д. Емелькино, соседних деревнях: резкому сокращению населения, снижению рождаемости и увеличению смертности, к безработице, снижению уровня жизни. Люди стали искать работу, средства для существования на стороне: в Казани, др. городах. В итоге : в настоящее время (на январь 2017 г.) в 97 домах живут 155 чел.(132 взр., 23 дет.), в 44 домах живут по 1-2 чел., в 24 домах живут люди пожилого возраста. Только в 3 семьях - по 3 детей, семей с составом 6-7 чел - 4. В деревне пустуют 31 дом. Т. о., фактически, в настоящий момент остро встал вопрос самого существования населенного пункта.
Tags: livejournal
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments